пятница, 8 февраля 2013 г.

основные культурологические школы xx века

0,55 Mb.страница2/4Дата конвертации31.08.2011Размер0,55 Mb.Тип Смотрите также:   2     ^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ XXPв. И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ^ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я.PДАНИЛЕВСКОГО КОНЦЕПЦИЯ НАДСТРОЕЧНОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ^ ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ К.PЯСПЕРСА Концепция культуры О.PШпенглераКонцепция культуры П.А.PСорокина З.PФрейд и его понимание культурыВопросы для самоконтроля: Дайте характеристику культурной статики и культурной динамики. Чем отличаются «циклические» и «нелинейные» взгляды на культуру? Назовите основные источники динамики культуры. Концепции Н.PДанилевского, О.PШпенглера, А.PТойнби и П.PСорокина чем отличаются и что их объединяет? Почему период между 800 и 200Pгг. до н.э. К.PЯсперс обозначил как осевое время? В чем особенности взглядов на культуру З.PФрейда? Рекомендуемая литература Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. Сорокин П.А. Социокультурная динамика/СорокинPП.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Фрейд З. Недовольство в культуре/ Философские науки. 1989. 1. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. ^ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Тема 6. Первобытная культура Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества. Зачатки предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал. Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества. Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека таким же, как он сам, и попытался урегулировать свои взаимоотношения с окружающим миром и людьми. Вопросы исторического происхождения культуры рассматривались многими историками, философами, культурологами; первыми систематическими исследованиями данной проблемы были работы представителей эволюционного направления в изучении истории и культуры: Г.PСпенсера, Л.PМоргана, Э.Б.PТайлора, Ф.PЭнгельса. Трудно выделить одну какую-либо причину появления культуры, поскольку речь должна идти о комплексе причин, действующих в совокупности. В связи с этим существуют различные концепции культурогенеза, среди которых можно выделить орудийно-трудовую, социальную, биологическую, магическую, игровую, символическую, космологические и др. История становления человеческого общества, формирования его культуры охватывает самый протяженный по времени период. Кроме того, культура первобытной эпохи лежит в основе развития всей последующей культуры, поскольку многие явления жизни современного общества зародились именно в этот период. И сегодня первобытная культура продолжает жить в отдельных местах земного шара. Изучая первобытную культуру, необходимо рассмотреть археологическую периодизацию, основную на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (каменный век, бронзовый век, железный век). Особое внимание следует уделить рассмотрению неолитической революции (около 10 тысяч лет назад). В человеческом сообществе культура постепенно становится регулятором всей общественной жизни и деятельности, при этом регулирование может принимать разнообразные формы (религиозные запреты, нормы морали, юридические установки). Так, табу является одним из важнейших понятий первобытной культуры, связанным с необходимостью социальной жизни человека и осознанием определенных ограничений на свободу своих действий в рамках сообщества (например, запрет на кровосмешение). Тем не менее, первобытные люди еще не отделяли материального от идеального, подобное восприятие мира, мощное присутствие натурализма в его понимании стали естественной основой для формирования магических представлений. В связи с этим следует охарактеризовать некоторые понятия, означающие наиболее значимые и характерные явления для первобытной культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе, где она представляла собой основной способ понимания мира, выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места человека в нем, как первоначальная форма духовной культуры человечества. На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобыт

Методические рекомендации по курсу «Культурология» Для студентов всех специальностей. 1 чел. помогло.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ - Методические рекомендации по курсу «Культурология» Для студентов всех специальностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий